Возвращаясь к истокам
10.06.2015
1935 год для Петрозаводска был богат на события. Одним из таких событий, имевших огромное значение для всех горожан, стал пуск первых веток долгожданного водопровода. Первая водопроводная вода была грязноватой, подача воды часто прерывалась из-за аварий в системе. Однако уже к началу войны вода в домах центральных улиц города стала привычным явлением.
Впервые власти города серьезно озадачились строительством водопровода в Петрозаводске еще в 1918 году. Поскольку финансовое положение города было тяжелым, стали искать партнера для реализации дорогостоящего проекта. На заседании Петрозаводского городского исполкома от 17 октября 1918 года было решено сооружать водопровод в Петрозаводске совместно с Мурманской железной дорогой. Тогда же организовали постоянную комиссию из представителей Управления Мурманской железной дороги и Петрозаводского горсовета «по одному представителю администрации, технической силы и финансово-экономической специальности». На этом все и закончилось - к реализации проекта строительства водопровода городская власть так и не приступила.
В 1923 году, когда правительство республики возглавил Эдвард Гюллинг, начался новый виток «водопроводной истории». Однако первый реальный проект водопровода появился только в 1931 году. Надо вспомнить, что в начале 1930-х годов главной стройкой Карелии являлся Беломорско-Балтийский канал, и о финансировании какого-либо другого проекта в республике не могло быть и речи. Как ни пытался Гюллинг убедить правительство СССР найти деньги на строительство водопровода в столице республики, финансирование не поступало. В предоставлении специалистов, труб и цементе Москвой тоже было отказано. В 1931 году республика решила начать строительство водопровода своими силами из подручного материала, надеясь, что деньги вот-вот поступят. На заседании Совета Народных Комиссаров АКССР от 20 июня 1931 года было решено: «В виду того, что плановое получение чугунных водопроводных труб не обеспечено не только в текущем, но и даже в 1932 году, и принимая во внимание, что детальный проект водопровода рассчитан и на деревянные трубы американской конструкции (с давлением выше 5 атмосфер) признать необходимым организовать в Петрозаводске завод деревянных труб уже в текущем году, считая целесообразным нахождение его при Петрозаводском городском совете... В соответствии с этим и имеющимся у Коммунстроя проектом закупить в Америке оборудование завода в необходимых для такого предприятия размерах (планировалось поставлять часть продукции на внутренний рынок СССР)..., добиться скорейшего приезда в Карелию группы американских рабочих специалистов...». 24 августа 1931 года СНК АКССР одобрило план мероприятий по организации завода и предложило Центральному Совету Народного Хозяйства, Карплану, Кареллесу проработать вопрос о развертывании дополнительных производств (судоверфи, фибролитового завода). Но идея строительства завода по производству деревянных труб так и не была реализована из-за отсутствия необходимых средств.
На период строительства водопровода в республике пришлось еще одно важное событие в жизни Карелии - массовый приезд североамериканских финнов в нашу республику. Это было новое явление в истории: «миграция, основанная на идеологических принципах, когда десятки тысяч людей, привлеченные образом справедливого социалистического общества, устремились в СССР». Будучи специалистами достаточно высокой квалификации во многих сферах деятельности финны активно влились в процесс строительства в республике. При сложившемся тяжелом положении с кадрами на строительстве водопровода (не обошлось даже без привлечения рабочей силы Беломорско-Балтийского комбината ОГПУ НКВД) финны оказались подарком судьбы. Американские финны предложили (а затем и воплотили) несколько хороших технических идей по реализации проекта строительства водопровода: проект деревянных труб при отсутствии железа, проект рубленого водохранилища без использования цемента и другие.
На 1934 год пришелся основной объем работ. Одним из самых сложных технологических процессов, запланированных на весну 1934 года, было изготовление и укладка самотечной трубы городского водопровода. С 1 января 1934 года постройка Петрозаводского водопровода была поручена тресту «Стройобъединение», в котором бригады водопроводчиков 2-го строительного участка состояли из финнов-иммигрантов (участок возглавлял Л. Вакс). Кстати, финны - рабочие этого треста, привезли с собой из США и Канады деревообрабатывающие станки, которые использовали в своей работе. До 1 марта 1934 года не был окончательно решен вопрос о конструкции самотечной трубы, поскольку составленный ранее проект не удовлетворял вследствие затрат большого количества железа – весьма дефицитного материала в тот период. Поэтому было принято решение упростить конструкцию трубы. Из трех предложенных проектов победил проект строительного десятника-американского финна Ялава, который до приезда в СССР уже имел опыт работы с деревянными трубами. Он же должен был разработать технику спуска трубы в воду. Проект спуска был готов через 2 дня и содержал следующую схему: сначала опускалась головная часть трубы, поддерживаемая людьми на четырех канатах, затем сама труба опускалась таким же способом на дно озера. Однако этот метод был отвергнут как «угрожающий уходу трубы в озеро». После этого главным инженером треста А. Духовым было дано распоряжение подготовить проект спуска трубы на воротах и при помощи блоков и лебедок, спуск должны были начать с конца трубы. Такой проект подготовили, однако финские рабочие не были согласны с технологией укладки трубы. В документах Национального архива Республики Карелия в фонде Карельского обкома КПСС отложились два отчета сотрудников Объединенного государственного политического управления АКССР (ОГПУ АКССР), в деталях описавших спуск трубы практически по минутам. Причина, по которой сотрудники ОГПУ оказались на территории стройки, была простой – авария, случившаяся при укладке 700-метровой трубы. Несмотря на укоры самого Гюллинга («Что вы там делаете, вы там арестовываете людей!»), контроль со стороны ОГПУ не прекращался. Укладка трубы была назначена на 19 апреля 1934 года. Конструкцию изготавливали силами собственной мастерской 25 рабочих-финнов. Трубу долго собирали на льду озера, не хватало бандажей на 700 метров длины. Окончание работ пришлось на 20 апреля (позже запланированного по графику срока). Укладку трубы начали с хвоста (в ледяной воде по вырубленной во льду полынье почти в 1 километр). Погода не радовала. Проблемы появились практически сразу. Сначала перевернулась деревянная труба в хвостовой части, выбив плохо забитые в мерзлый грунт сваи. Затем средняя часть конструкции опустилась на дно (около 500 метров длины), что спровоцировало обрыв веревок у лебедок, державших головную часть трубы в месте входа в водоприемник. Несмотря на сложную ситуацию, аварию устранили, труба функционировала, бригады наградили за титанический труд (оценили вклад бригад Л. Лоума, Я. Виитала и других). Но в ОГПУ о случившемся не забыли. В апреле 1934 года было заведено следственное дело под названием «Труба». С пристрастием были допрошены все участники событий 19-20 апреля. Следствие долго выясняло, со злым умыслом или нет привели в движение лебедки начальник 2-го строительного участка Вакс и строительный десятник Ялава, вследствие чего оборвались веревки, державшие головную часть. Следствие сделало вывод о том, что причиной аварии стало отсутствие единоначалия в тресте и дисциплины в финских бригадах, отчужденность национальных специалистов от остальных рабочих треста, а также недоверие к местным специалистам (инженерному составу) из-за их некомпетентности. Виновными были признаны начальник 2-го строительного участка Л. Вакс, строительный десятник Ялава (в деле он значится как «Яло», видимо, это было связано с трудностью произнесения финских фамилий). Следствие посчитало, что «вся обстановка спуска трубы характеризовалась упорным желанием Яло и поддерживающего его Вакса провести в жизнь явочным порядком выдвинутые ими идеи, но не принятые предложения». К этим двум виновникам аварии добавили инженера стройучастка Лойкконена и техника того же участка Хиско. Дело «Труба» было направлено в Петрозаводский городской комитет партии. В январе 1938 года среди финнов-водопроводчиков начались аресты, многие почти сразу были расстреляны.
Что касается самого водопровода, то 17 июня 1935 года приказом управляющего Трестом коммунальных предприятий г.Петрозаводска был назначен заведующий по эксплуатации горводопроводом Ф.А. Шмуйлович. Первое, что вменили ему в обязанность - «приступить к составлению планов порядка отпуска воды, стоимости и всех условий». А уже 10 ноября 1935 года газета «Красная Карелия» сообщила: «6 ноября водораздаточные колонки городского водопровода начали регулярный отпуск воды ... В дни праздников вода отпускалась бесплатно. С сегодняшнего дня вводится плата по 2 копейки». 13 ноября 1935 года был подписан акт ввода водопровода в эксплуатацию, где указывалось, что Петростройтрест должен ликвидировать выполнение всех недоделок, указанных в приложенной ведомости к акту приемки. Вводилось два поста военизированной охраны (на резервуаре и на насосной станции). Вменялось отрегулировать хлораторную установку и обеспечить ее бесперебойную работу, бактериологический анализ проводить через день. Водопроводные линии продолжали прокладывать и в более поздние годы, приходилось решать множество проблем. Особенно беспокоило качество укладки: небольшая глубина, отсутствие изоляции и прессовки, а также нехватка квалифицированных кадров. Однако, несмотря на все проблемы, начало водоснабжения города было положено.
Сборка деревянных труб для подачи воды. г.Петрозаводск. 19-20 апреля 1934 г. Автор съемки Г.А. Анкудинов
Монтаж трубы водопровода. г.Петрозаводск. Апрель 1934 г. Автор съемки Г.А. Анкудинов
Материал подготовлен Ольгой Игоревной Суржко
главным специалистом отдела использования и публикации документов
Национального архива Республики Карелия